Для нынешних школьников - чему учили в советской школе.

Воспоминания одного работника атомной отрасли:

"Способ расчета активности объяснил нам на уроке ядерной физики (был такой предмет в советской школе) в 1978 году директор школы, учитель физики (Чванов Кузьма Иванович). На Новогодние каникулы он задал членам кружка «юный физик» задачку по расчету активности плутония в ОЯТ ВВЭР тепловой мощностью 3 ГВт, чтобы ученики поняли, для чего нужны знания в ядерной физике. Исходные данные по изотопному составу актинидов для расчетов нужно было брать в таблице [страница 450, 30 том, БСЭ, 1978, тираж 632 000 экз, цена 5 р. 50 к.], а периоды полураспада из справочника [Физические Величины, 1964] он предоставил сам.

Он объяснил нам, как в два действия рассчитать удельную активность тяжелых изотопов, используя формулу Резерфорда.

Тогда у меня не было калькулятора, и ни у одного из одноклассников не было. Для расчета нужно было купить таблицы Брадиса. У отца в библиотеке были [Четырехзначные математические таблицы. В. Брадис. 1933. 25 коп.]."

Не во всех школах был такой предмет, но кружки "юных физиков" были в изобилии. Сам когда-то ходил, преподаватель  увлеченно рассказывал об оптике, гораздо шире учебника Перышкина.

15:01
RSS
21:48
Я помню Резерфорда, по школе, как физика — ядерщика. Но увидев однажды его формулу, чуть не сошёл с ума. Сейчас с твоей подачи решил взглянуть на неё с высоты прожитых лет… Что сказать? Ничего для меня с тех пор не изменилось — не дано мне… Зато очень любил оптику, акустику…
Таблицы Брадиса мне тоже достались от отца, как и лог.линейка, а от дядьки Пёрышкин и Перельман старший. А ещё успевал бывать в кружках истории, иностранных языков, биологии, НВП и рисования.
Может сильно распылился, но кругозорчик мне советская школа изрядно поправила!
11:39 (отредактировано)
В прошлом году в командировке судьба свела меня с человеком, профессия которого — СИУР (старший инженер управления реактором). Невзрачный на вид мужичок, работа которого — «ядерного зверя» в узде держать! Найдя во мне благодарного слушателя, он увлеченно рассказывал, кто там в этом атомном ядре кого, куда и с какой энергией… схемы рисовал и формулы. Я даже чего-то понимать начал… после очередного стакана. В результате окончательно убедился, что это для меня навсегда такая же темная область, как хирургия, и лучше туда не соваться, а ограничиться изготовлением бочек, труб и насосов для этой техники…
Загрузка...