О будущем языка нашего

Вчера набрел на передачу А. Архангельского (по «Культуре») о проблемах и перспективах развития русского языка. Очень интересно! Лингвисты с участием программиста обсуждали:

1. Не пора ли перестать обучать школьников «ручному письму», сажая ребенка с первого класса за клавиатуру?
2. Нужен ли «пробел» перед запятой, нужно ли дефис выделять пробелами?
3. Не дополнить ли русский язык смайликами, лайками, дислайками?
4. Не заменит ли «голосовой ввод» ручное письмо или набор с клавиатуры?

Целью передачи, видимо, было – озадачить слушателей, ибо никаких выводов не прозвучало. Я озадачился, и как-то быстро сформулировал свои выводы, которые представляю на ваш суд:

1. «Ручному» письму и рисованию — учить детей изначально обязательно, ибо ничто так не развивает моторику рук, а, соответственно, — и умение мыслить. «Правильной» работе с клавиатурой тоже нужно учить, но параллельно, без приоритета. Человечество не должно переродиться в «клаводавов» и «кнопкотыков». Появление компьютерной графики не заставило же художников и конструкторов отложить кисти и карандаши – и это нормально! Между прочим, за всю жизнь встретил только двух человек, в совершенстве владеющих «слепым» методом печати десятью пальцами – одна была профессиональной телеграфисткой в прошлом, а второго на ЗАСе в армии натаскали.
А как работают с клавиатурой в кассе вокзала и регистратуре поликлиники – без слез смотреть нельзя.

2. Я пришел в жизнь, когда слова разделяли пробелами, запятую не отделяли от слова пробелом, а дефис (некая замена слову «есть») писали через пробелы. Не вижу причин это менять, облегчая жизнь лодырям и неучам. Надо беречь исконную чистоту русского языка.

3. Не нуждается наш язык в лайках и смайликах. Пусть они остаются удобными в обиходе дополнениями к нему – как жаргонизмы, техницизмы, жесты в устной речи, и т.п. Этак ведь можно додуматься и до дополнения наших 33 букв алфавита дорожными знаками из ПДД. Кроме того, внедрение этих общепонятных значков подрывает национальную (народную) идентичность языка – важнейшее его свойство (неспроста «Эсперанто» так и не состоялся). Можете себе представить «смайлики» в произведениях классиков нашей литературы?! Я – нет. Наших 33 букв вполне хватает для выражения всего спектра человеческих эмоций – надо только уметь ими пользоваться. Проводя компьютерные аналогии, наш язык – это своеобразный «машинный язык» человека как средства обработки информации, на котором он «думает», и команды на котором исполняет. На нем можно писать самые виртуозные программы, что не позволяют языки «высокого уровня», оперирующие готовыми алгоблоками (смайликами).

4. Во многих случаях заменит, но не всегда. Например, не вижу альтернативы для юристов, для которых важны записи буквами не колебаний воздуха, а фактов, поступков людей. Кстати, есть мнение, что считывание артикуляции – более перспективно, чем считывание звуков, ибо при этом индентифицируется говорящий, и среда передачи (воздух) не вносит помех ...

Может, нам в будущем "перевести делопроизводство на латынь", а общаться с помощью азбуки Морзе?
Ну зачем изучать 33 буквы, если достаточно точки и тире…

А вы как считаете?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
12:46
RSS
Евгений, в основном согласен с вышеизложенным. Но считаю, что хорошо бы сохранить в начальной школе "безкомпьютерное" обучение. Чтобы привить навыки чисто-, право-, красивописания. Рисование, конечно обязательно. А насчёт азбуки Морзе не согласен. Зная её 35 лет, правда далеко не в совершенстве, могу сказать, что это песня, это музыка и знающие это подтвердят. Незнающие отвергают и считают анахронизмом. С таким же успехом можно считать глупостью и анахронизмом сочинение музыки без компьютерных программ, предназначенных для этого.
Согласен. Я азбуку Морзе когда-то только в Доме пионеров изучал, познания были максимум на уровне хуже чем "читаю и перевожу со словарем", но в эфире - завораживало!!! Так хотелось понять, о чем там ... Действительно музыка. Только понимать надо. Кстати, музыка - тоже способ общения между людьми. И весьма эффективный. "Нам песня строить и жить помогает!"
Эту "песню" преподавал и на службе, и школьникам в клубе "Юный моряк". Повседневно "постукиваю" в настоящем эфире. В декабре поучаствовал в эфирных соревнованиях телеграфом "Матчевая встреча "Две столицы". Надо поддерживать форму... Морзянка - это моторика моторики мозга. В школу бы обязательным предметом...
А почему бы и нет? К тому же, как я понимаю, и музыкальный слух развивает. В СССР почти в каждом городке кружок был. Может, по другим причинам - Штирлицев готовили
16:18
Так всё равно всё придёт к тому,что автоматической ручкой скоро писать не будут и вместо тетрадок будут электронные носители. Мы писали пёрышками,"лягушкой" разрешали только в четвёртом классе,потом в 5 классе и далее-чернильными авторучками и шариковыми.Смайлики и лайки вообще не нужны,потому что потом школьные психологи и социальные работники,изучая характер трудного подростка выяснять,что ему в детстве не доставили "классов" и недостаточно поставили "нравится". Вот он и обиделся на сверстников и сверстниц.
20:59
Как-то недавно потребовалось написать заявление от руки. Написал. Но получилось настолько коряво, что сам удивился. Настолько сросся с клавиатурой, что в рукописном жанре деградирую... Как говорится в соцсетях - пичалька....
21:06
Аналогично. Постоянно замечаю корявость. Уже не удивляет. И рука быстро устаёт от писания ручкой n_neizv Хотя по клаве стучать часами не напрягает
Вот - вот, надо тренироваться. Помнится, когда был примерно в 3-м классе, появились шариковые ручки. Так учителя просто запрещали ими пользоваться. Обьясняли тем, что у нас почерк испортится. Во как! И мы писали перьевыми чернильными. Но передовые технологии все же победили. В городе был пункт по заправке шариковых ручек пастой, т.е. в пустые стержни накачивалась паста. А мы для экономии в стержни накачивали чернила, правда их хватало ненадолго.
14:12
На счёт корявости почерка от шариковой ручки - в самое гнездо! Сам замечал за собой такую хрень...Нам тоже запрещали "шарик" класса до четвёртого. Думаю, потому и ценится до сих пор "Паркер" перьевой, что почерк как бы сам собой лучше становится. Ну не за золотое же перо, в самом деле!
"Клаве" учить безусловно надо! Вот возьми, к примеру, меня - лошара деревянный! Самому стыдно...
Азбука Морзе для меня всегда была и остаётся чудом чудным и дивом дивным! Алфей, вон, всем объяснил, всех научил, а до меня руки не дошли... Стыдно тебе должно быть, Серёга! Хорошо хоть к радио немного приобщил да к фотографии!
smoke
А я красиво-то ручкой никогда и не писал! Нет такого таланту. Более того, бывает с вечера что-нибудь напишешь - утром хрен прочтешь. Так что клава очень выручает.
Сейчас новая напасть - купленная шариковая ручка пишет пару дней!!! На прошлой неделе купил домой десяток - три осталось, остальные с пастой, но не пишут ...маркетинг, блин!!!
15:32
+1
Про азбуку Морзе. На экзамене в радиотехническом институте. Сидят студенты,готовятся. Преподаватель сидит за столом,покачивая ногой и постукивая по столу авторучкой. Вдруг один студент молча встаёт,подходит к преподу,подаёт зачётку,препод ставит оценку 4 (хорошо),студент уходит. Оказывается преподаватель выстукивал азбукой Морзе авторучкой по столу : " Кому нужна четвёрка-подходите с зачёткой"
Загрузка...