За обвиненного в госизмене физика вступились перед президентом

Правозащитники, ученые РАН и деятели искусства подписали открытое письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой изменить меру пресечения для 75-летнего ведущего научного сотрудника Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш, головной научный институт госкорпорации «Роскосмос») Виктора Кудрявцева. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Кто именно поставил свои подписи под документом, издание не уточняет.Коллеги и родственники ученого настаивают на том, что обмен информацией с бельгийским институтом, который стал причиной обвинений, происходил в 2011-2013 годах, когда действовал совместный с Минобрнауки России проект по аэродинамике многоразовых космических кораблей.

Кудрявцева задержали в середине июля 2018 года. По версии представителей спецслужб, под видом научного сотрудничества с бельгийским Фон Кармановским институтом гидродинамики он предоставлял секретные сведения в электронной переписке.В начале августа его обвинили в передаче спецслужбам стран НАТО, в том числе США, секретных данных о гиперзвуковых технологиях для комплексов «Авангард» и «Кинжал». У ученого не было допуска к гостайне, однако, как писал «Коммерсантъ», ссылаясь на собственные источники, этого и не требовалось: источник газеты в спецслужбах рассказал, что авторитет Кудрявцева был настолько велик, что для ознакомления с секретными данными ему якобы не требовался специальный допуск. Было возбуждено уголовное дело по статье 275 УК РФ («Государственная измена»). Свою вину ученый не признает. По словам его сына, Кудрявцев в последние годы занимался, в частности, исследованием входа многоразовых космических кораблей в атмосферу, и вся информация о проделанной работе была опубликована в открытом доступе.

В середине августа Санкт-Петербургский союз ученых направил открытое письмо президенту Путину с просьбой «по гуманитарным соображениям» отпустить из СИЗО 75-летнего физика. В настоящее время он находится в СИЗО «Лефортово» в Москве.

Несчастный старик. Действительно хотел бы передать - нашел бы способ получше электронной почты. Не верю! Сохранить научные секреты можно только обеспечением лояльности (преданности) научных работников. Никакой контроль не даёт серьезных гарантий. Уж американцы так охраняли свою ядерную бомбу! Ну и что?!